Освобождение «граффитистов» связано с общим процессом освобождения политических заключенных.
Об этом «Радио Свабода» заявил заместитель руководителя правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович.
«По моему мнению, тогда них не освободили потому, что существовал список из 6 человек, освобождения которых требовали белорусские правозащитники. Наверное, их освобождения требовал и Евросоюз.
На несчастье «граффитистов» их взяли под стражу как раз в разгар этих процессов. Я думаю, что эта машина просто не смогла так быстро сработать, нужно было время. Я полагаю, что у сегодняшнего освобождения есть две стороны. Одна официальная, которая следует из заявления на сайте следственного комитета — формальные основания позволили изменить меру пресечения. Это признание вины, раскаяние в содеянном, компенсация вреда, причиненного этими «преступлениями». В последнем заявлении следственного комитета мы уже не слышим тех страшилок, которые мы прочитали в предыдущих заявлениях — о разжигание вражды, об иконах ветеранов», — считает правозащитник.
«А другая сторона — это сторона неформальная, и это освобождение связано с общим процессом освобождения политических заключенных. Очевидно, что задачей власти было обнулить список политзаключенных.
Посольства до последнего времени не знали о деле «граффитистов», это мы им сообщили.
Кстати, одной из целей следственного комитета во время преследования этих парней была дискредититация их в глазах международных организаций и посольств. Там было обвинение в разжигании вражды, так называемое «преступление ненависти», которое во всем мире преследуется.
Наша организация с самого начала предполагала, что это дело носит политический характер, так как мы не считали, что там есть состав преступления злостного хулиганства. Весь ущерб, как мы писали в своем заявлении, может быть компенсирован в гражданском порядке», — заявил Стефанович.
Напомним, как сообщал «Белорусский партизан», обвиняемые по «делу граффитистов» отпущены под подписку о невыезде.