Президент ПАСЕ Анн Брассер надеется, что следом за правозащитником Алесем Беляцким, на свободу вскоре выйдут и остальные белорусские политзаключенные.
– Я действительно верю, что наступит день, когда не будет никаких политзаключенных в Беларуси, или где-то еще. И мы все будем усиленно работать над тем, чтобы приблизить этот день, – цитирует БелаПАН заявление Анн Брассер. Прислушается ли Лукашенко к главе ПАСЕ?
Политзаключенным на милость властей рассчитывать не стоит?
Политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский считает, что освобождение Алеся Беляцкого – уникальный случай.
-- Во-первых, во время встречи с журналистами Лукашенко публично обещал разобраться: почему Беляцкий находится в тюрьме, если им выплачены все штрафы. Во-вторых, срок заключения правозащитника подходил к концу. Чем меньше оставалось ему сидеть, тем мизернее были бы политические выгоды от его освобождения. Поэтому ситуация с Беляцким – эксклюзивная. Вряд ли, оставшимся политзаключенным следует рассчитывать на милость властей, -- полагает аналитик.
Тем не менее, по его словам, шанс досрочно выйти на свободу у политзаключенных есть. Но только в том случае, если белорусское руководство проявит заинтересованность в потеплении отношений с Европой и Соединенными Штатами Америки.
-- У внешнеполитического ведомства Беларуси есть желание улучшить отношения с Западом. По каналам МИДа идет очень активное общение с европейскими дипломатами, были контакты и с представителями американского госдепа. Но это еще не значит, что сам Лукашенко принял решение дружить с ЕС и США, а не просто балансировать между Россией и Западом, -- подчеркивает Павлюк Быковский.
Лукашенко хочет от Запада дружбы и денег?
Политолог Валерий Карбалевич уверен, что официальный Минск в ответ на освобождение Алеся Беляцкого ждет реальных шагов нормализации отношений со стороны Запада.
По его мнению, официальному Минску оттепель на западном направлении нужна по многим причинам, в том числе и по чисто психологическим.
-- Лукашенко хотел бы ездить в Европу. Посмотрите, с каким удовольствием он общался с политиками в Киеве на инаугурации президента Украины, как был рад визиту в Сербию. Психологически для него очень важно, что с ним здороваются и разговаривают, -- считает аналитик.
Валерий Карбалевич подчеркивает, что стремясь улучшить отношения с Западом, Лукашенко преследует и чисто прагматические интересы: надеется на финансовые вливания и снятие экономических санкций со стороны ЕС и США.
-- Возможно, это также способ давления на Россию, чтобы она быстрее давала деньги. А то Кремль кредиты обещает, но не выделяет, -- отмечает политолог.
Заплатят ли за принципиальность и стабильность?
Эксперт считает, сейчас Лукашенко хочет получить западные преференции, не за освобождение политзаключенных, а за то, что Беларусь заняла относительно независимую позицию по украинскому вопросу.
-- Лукашенко полагает, что наличие политзаключенных, отсутствие демократии, проблемы с правами человека должны быть вынесены за скобки. Собственно, белорусская сторона предлагает это Западу много лет. Но до сих пор ЕС и США не соглашались на такие уступки. Сейчас, как считают в Минске, ситуация поменялась из-за украинского кризиса, из-за обострения противостояния между Западом и Россией. На первый план выступают проблемы геополитики, которые глава Беларуси пытается использовать в своих целях, -- подчеркивает политолог.
Кроме того, по его мнению, на фоне вооруженного противостояния в Украине, белорусские власти акцентируют внимание Запада на стабильности в нашей стране.
-- На украинском направлении могут возникнуть трудности с транзитом. А в Беларуси все стабильно, она не создает геополитических проблем для Запада. А политзаключенные – гуманитарная проблема, -- говорит эксперт.
Валерий Карбалевич также обращает внимание, что руководитель Беларуси на фоне Путина в глазах Запада выглядит не таким уж плохим.
-- Лукашенко -- не агрессор, он не спровоцировал массовую бойню. В Украине уже полгода гибнут люди, а в Беларуси, хотя и есть репрессии противников власти, но никого не убивают. Все это дает Лукашенко возможность смело выставит на торги свой излюбленный «лот стабильности», -- подчеркивает собеседник.
По его словам, освобождение Беляцкого – всего лишь жест, символизирующий готовность к диалогу.
-- Если сделает реальные шаги навстречу Лукашенко, то, вполне возможно, освободят и остальных политзаключенных,-- прогнозирует Валерий Карбалевич.