Власть поставила индивидуальных предпринимателей в бесправное положение. Но противостоять этому можно.
Так считает предпринимательница из Витебска, член ОГП Ирина Яскевич.
– Из богатого опыта отстаивания интересов предпринимателей, особенно тех, кто уплачивает единый налог, кто возит товар небольшими партиями, становится очевидным, что практически они бесправны и не могут отстоять свои интересы по той простой причине, что нет профсоюза, – отметила Ирина Яскевич в интервью сайту ucpb.org. – Нет организации с полномочиями представлять их интересы, с полномочиями входить в разного рода комиссии, когда в этом есть необходимость, выезжать на места. На уровне законодательном представитель профсоюза мог бы защищать интересы его членов. Профсоюз также позволил бы предпринимателям иметь в своем штате юриста и более узких специалистов.
– В то же время вы, являясь председателем организационного комитета Белорусского профсоюза «Вместе» по защите прав индивидуальных предпринимателей, при регистрации организации встретили активное противодействие властей Беларуси. И это несмотря на то, что профсоюз признан 46 странами и входит полноправным членом в международную организацию СтритНет.
– Наш профсоюз регистрируется с 2005 года. Мы трижды были на заседаниях Верховного суда, трижды проводили учредительный съезд. И мы поняли, что регистрировать профсоюз в Беларуси не будут по той причине, что у профсоюзов есть рычаги влияния на власть и рычаги консолидации, объединения вокруг профсоюза.
– Нежелание властей идти навстречу предпринимателям приводит к тому, что возникающие проблемы доходят до критического уровня. В результате чего страдают, конечно же, предприниматели.
– Сегодня остро стоит вопрос о маркировке обуви. И если предприниматели не смогут донести до руководства страны, что для них эти мероприятия невыполнимы, поскольку у нас нет программного обеспечения, может получится так, что предприниматель купит товар в России, там его снимут с учета согласно маркам, и приехав домой, человек не сможет поставить его на учет, потому что наша страна еще не готова к такому сотрудничеству. Человек окажется с товаром, который нельзя продавать, и без денег, чтобы купить что-то новое. Вернуть в Россию товар он не сможет, потому что тот уже оформлен и снят с учета российского. Я считаю, что это очень серьезный вопрос, и его надо серьезно рассматривать. Надо выслушать аргументы предпринимателей по той простой причине, что, хоть и говорят, что их стало меньше, но их достаточно много – около 50 тысяч. Это большое количество людей. Причем это семьи, это дети, это кредиты, которые взяли и под жилье.
– Т.е. возникает ситуация, когда государству все равно, а того, кто мог бы помочь и защитить, попросту нет.
– Особенно плачевна ситуация сейчас в маленьких городах, где вообще нет рабочих мест, и людям практически некуда идти. Государство дало предпринимателям свидетельства о предпринимательстве, в котором сказано, что они работают на свой страх и риск. Но это не значит, что жизнь предпринимателя, жизнь его семьи должна состоять только из страхов и рисков. Предприниматели такие же люди. Они имеют право на достойный труд, на достойную оплату. И на равные условия конкуренции с теми же супермаркетами.
К примеру, у нас в супермаркете «Планета. Одежа. Обувь» цены на некоторые товары в разы ниже. И там говорят: «Мы убьем вас ценами». Да, это рыночные отношения, но рыночные отношения возможны в том случае, когда есть социальная защищенность. Когда человек, не выдержавший рыночной конкуренции, может уйти работать дворником, водителем или куда-то, где он может зарабатывать деньги.
Еще один витебский пример отсутствия равных условий – история с павильонами «Табакерка», когда у предпринимателей забрали места, в которые они вложили свои деньги: в благоустройство, в сами торговые киоски. Их просто снесли, и идите, куда хотите. А на их место поставили киоски, где в большом ассортименте сигареты. Таким образом власти позаботились о том, чтобы любой мог купить сигареты, но не мог купить ребенку то, что раньше было в этих киосках. Это показатель того, что сегодня у нас для страны важнее.
Так относится к предпринимателям нельзя. Пора бы уже чиновникам начать думать на государственном уровне и понять, что маленьких бед не бывает. Людей надо слушать, понимать и обеспечивать рабочими местами. А для того, чтобы так было, нам нужен свой профсоюз.